по проекту
«Апробация модели формирования готовности будущих воспитателей дошкольного образования при реализации образовательных программ среднего специального образования к моделированию инклюзивной образовательной среды учреждения дошкольного образования»
Сроки реализации: 2023—2027 гг.
Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности
Календарный план 2023/2024
Календарный план 2024/2025
Описание программы и сроки выполнения
ПРИКАЗ МО РБ №373
Приложение к приказу МО РБ
ПРИКАЗ РИПО ЭИД 2025/2026
22 апреля 2025 года обучающиеся группы 3ДО22 под руководством преподавателя Мануйленко Л.Н. в рамках экспериментального проекта «Апробация модели формирования готовности будущих воспитателей при реализации образовательных программ среднего специального образования к моделированию инклюзивной образовательной среды УДО» и учебного предмета «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики» посетили УО «Детский сад №6 г. Орши» с целью ознакомления с организацией образовательной среды в специальных группах детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи и расстройством аутистического спектра.
Третьекурсники познакомились с работой педагога персонального сопровождения, логопеда, педагога-дефектолога в дошкольном учреждении. Стали активными участниками практических заданий, подготовленных специалистами детского сада.
Будущие педагоги получили массу впечатлений и пополнили свою копилку новыми педагогическими идеями.
5 декабря 2024 на базе УО «Средняя школа № 47 г. Витебска имени Е.Ф. Ивановского» в рамках сетевого взаимодействия с педагогическим факультетом УО «ВГУ имени П.М Машерова», профориентацонной работы и экспериментального проекта «Апробация модели формирования готовности будущих воспитателей при реализации программ среднего специального образования к моделированию инклюзивной образовательной среды учреждения дошкольного образования» была организована встреча для учащихся групп специальностей «Дошкольное образование» и «Начальное образование» с заведующей кафедрой инклюзивного образования Бумаженко Н.И., старшим преподавателем Швед М В., учителями-дефектолагами школы Пыльченко И.Ч и Бабичевой Н.В.
Наши выпускники получили подробную информацию о специальности «Специальное и инклюзивное образование». Педагоги рассказали о требованиях к абитуриентам, особенностях учебного процесса и перспективах, которые открываются перед специалистами в данной области. Учащиеся имели возможность задать интересующие их вопросы, касающиеся учебы, практики и перспектив карьерного роста в сфере инклюзивного образования. Педагоги отвечали на все вопросы, делая акцент на актуальности данного направления в современном образовательном пространстве.
В рамках встречи педагоги Бабичева Н.В. и Пыльченко И.В провели экскурсию по школе, в ходе которой учащиеся познакомились с инфраструктурой образовательного учреждения, специальными кабинетами и ресурсами, используемыми в работе с детьми с особыми потребностями. Участники встречи узнали о важности работы учителя-дефектолога в современной школе и о том, как его деятельность способствует созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может развивать свои способности.
Встреча прошла на одном дыхании, оставив яркие впечатления. Будущие педагоги смогли значительно пополнить свои знания об инклюзивном подходе в образовании, узнать о нюансах работы учителя-дефектолога и получить представление о дальнейших шагах в своем профессиональном выборе. Такое мероприятие стало важным этапом в профориентационной деятельности, способствующим формированию современных подходов к обучению и развитию будущих педагогов. Благодаря актуальной информации и личным примерам педагогов, наши выпускники стали более уверенны в своем выборе и готовы к новым вызовам в сфере образования
10 мая 2024 года обучающиеся группы 3ДО21 под руководством преподавателей Мануйленко Л.Н. и Шабадровой Н.М. в рамках экспериментального проекта «Апробация модели формирования готовности будущих воспитателей при реализации образовательных программ среднего специального образования к моделированию инклюзивной образовательной среды УДО» и учебного предмета «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики» посетили УО «Детский сад №6 г. Орши». Цель - ознакомления с организацией образовательной среды в специальных группах детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи и расстройством аутистического спектра.
Посещение детского сада стало не только теоретическим, но и практическим опытом для третьекурсников. Они познакомились с работой педагогов персонального сопровождения, логопедов и педагогов-дефектологов, которые ежедневно помогают детям преодолевать трудности и адаптироваться в образовательной среде. Обучающиеся смогли наблюдать за процессом обучения и коррекции, а также задать вопросы специалистам, что позволило им глубже понять специфику работы с детьми с особыми потребностями, приняли участие в практических заданиях, подготовленных специалистами детского сада. Эти задания были направлены на развитие речевых навыков и социальных взаимодействий у детей, что дало будущим педагогам возможность не только наблюдать, но и активно участвовать в процессе. Благодаря этому опыту они получили массу впечатлений и вдохновения, а также пополнили свою копилку новых педагогических идей и методик.
Важность таких мероприятий трудно переоценить. Они позволяют будущим воспитателям не только закрепить теоретические знания, но и увидеть их применение на практике, что является ключевым аспектом подготовки к работе в инклюзивной образовательной среде.
Посещение УО «Детский сад №6 г. Орши» стало значимым этапом в подготовке будущих воспитателей, способствуя формированию у них готовности к работе в условиях инклюзивного образования.
Будущие воспитатели осваивают инклюзивные практики: мастер‑класс по сопровождению детей с РАС
В рамках экспериментального проекта «Апробация модели формирования готовности будущих воспитателей при реализации образовательных программ среднего специального образования к моделированию инклюзивной образовательной среды УДО» преподавателями колледжа Л.А. Журавлёвой и Л.Н. Мануйленко для обучающихся группы 3ДО21 была организована встреча с воспитателем персонального сопровождения УО «Детский сад №16 г. Орши» Я.О. Артёмовой.
Яна Олеговна поделилась с будущими воспитателями уникальным опытом и знаниями о работе с детьми, имеющими особенности развития, в частности, с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС). В ходе встречи она рассказала о специфике сопровождения таких детей в дошкольных учреждениях, подчеркнув важность индивидуального подхода и терпения. Особое место в разговоре заняли демонстрация и практическое применение современных средств и методов работы: карточек по Пекс, пособий по нейрографике и коммуникативного альбома.
Обучающиеся активно участвовали в обсуждении, выполняли различные задания, задавали вопросы, интересуясь нюансами работы и возможными сложностями. Такой формат встречи позволил не только теоретически познакомиться с инклюзивной практикой, но и получить практические рекомендации от опытного специалиста. Встреча прошла в атмосфере открытости и заинтересованности, наполнив капилку знаний будущих воспитателей полезной информацией и зарядом профессиональной мотивации.
Этот опыт стал важной ступенькой в подготовке обучающихся к работе в условиях современного инклюзивного образования. Благодаря таким мероприятиям молодые специалисты могут лучше понять особенности и требования работы с детьми с РАС, что способствует формированию компетентных и чутких педагогов, способных создавать комфортную и поддерживающую образовательную среду для всех детей.
Таким образом, данное мероприятие стало значимым этапом в подготовке будущих специалистов, готовых к работе в условиях инклюзивной образовательной среды, и подтвердило важность практического обучения в процессе формирования профессиональных компетенций.
26 декабря 2023 года учащиеся группы 3ДО21 под руководством преподавателя Л.Н. Мануйленко в рамках экспериментального проекта «Апробация модели формирования готовности будущих воспитателей при реализации образовательных программ среднего специального образования к моделированию инклюзивной образовательной среды учреждения дошкольного образования» стали участниками методической лаборатории «Реализация принципа инклюзии – основа государственной политики в сфере образования», проведенного Еленой Александровной Семенковой на базе ГУО «Специальная школа Оршанского района».
Елена Александровна познакомила учащихся с понятием «инклюзия» в сфере образования, раскрыла важность ориентации на личность обучающегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей. Используя визуализацию материала, опираясь на яркие примеры, показала признание необходимости инклюзии лиц с особенностями психофизического развития в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей; обеспечение равного доступа детей из разных социальных групп населения к качественному дошкольному образованию, которое должно обеспечить раннюю социализацию ребенка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности, подчеркнула важность признания реального, а не формального права каждого ребенка, независимо от его образовательных потребностей, на получение качественного дошкольного образования.
Особый интерес у учащихся вызвали дебаты (подготовленные педагогами школы) между представителями направления «Интеграция в сфере образования» и представителями направления «Инклюзия в сфере образования», где каждый участник доказывал положительный аспект своего направления в образовании. По результатам дебатов наши учащиеся сделали вывод, что будущее в образовании за инклюзивным подходом, увидели важность формирования готовности будущего воспитателя к моделированию инклюзивной образовательной среды учреждения дошкольного образования.
Экспериментальная работа в Оршанском колледже
"Инклюзия в образовании: новые горизонты для будущих воспитателей"
В соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии, обеспечивающий равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами). Трансформационные процессы в системе образования основаны на признании реального, а не формального права каждого на образование.
Будущие педагоги должны быть готовы к таким вызовам, поэтому с 2023 года в Оршанском колледже ВГУ имени П.М. Машерова проводится экспериментальная работа в рамках диссертационного исследования аспиранта учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Шуляк А.С. по теме «Формирование готовности будущих воспитателей к обучению детей в инклюзивной образовательной среде учреждения дошкольного образования».
В данной работе принимают учащиеся выпускных групп специальности «Дошкольное образование» под руководством преподавателя колледжа Л.Н. Мануйленко.
Людмила Николаевна отметила, что обеспечение качественной подготовки специалистов системы образования Республики Беларусь является приоритетной задачей колледжа, надеемся, что проводимая экспериментальная работа даст возможность нашим выпускникам реализовать образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования с учётом особых образовательных потребностей воспитанников.