ОСНОВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ:
«Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного» (абзац 1 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«К государственным должностным лицам относятся Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе (далее - государственные служащие); сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь; сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам (далее - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь); заместители руководителей местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц» (абзац 2 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«К государственным должностным лицам, занимающим ответственное положение, - Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, Парламенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, иные государственные должностные лица, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители; начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители (за исключением капитанов морских или речных судов, командиров воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, и их заместителей), следователи; руководители органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенных, налоговых органов и их заместители» (абзац 3 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), - члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов; граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия» (абзац 4 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«К иностранным должностным лицам - должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов (абзац 5 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«Руководящая должность - должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности» (абзац 7 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«Имущество - недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством» (абзац 8 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).
«Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.)» (п. 5 Постановления от 26 июня 2003 г. № 6).
«Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление гражданина посредством бездействия по службе в такие условия, при которых он был вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам (п. 10 Постановления от 26 июня 2003 г. № 6).
Не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки (п. 20 Постановления от 26 июня 2003 г. №6).
В соответствии с Заключением Конституционного Суда от 12.11.2001г. №З – 129/ 2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий», так к лицам, уполномоченным в установленном порядке на совершение юридически значимых действий в соответствии с п.3 ч.4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь – отнесены лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. (см. Научно – практический комментарий к Закону «О борьбе с коррупцией» ст. 3, С. 72 -73).
В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий, но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты.
Выставление преподавателями оценок на курсовых экзаменах, а также положительная или отрицательная оценка знаний обучаемых при принятии у них зачета, что фиксируется в официальных документах (экзаменационные ведомости, зачетные книжки и т.п.), в одних случаях являются прямым и непосредственным основанием наступления юридически значимых последствий, то есть возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, предоставление права на получение учебной стипендии) (см. Научно – практический комментарий к Закону «О борьбе с коррупцией» ст. 3, С. 74).
Преподаватель приобретает статус должностного лица, будучи назначенным или избранным на должность, связанную с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных обязанностей (заведующий кафедрой, заместитель декана, декан, проректор, ректор), либо при исполнении обязанностей члена приемной или государственной экзаменационной комиссии, когда помимо оценки знаний абитуриента или выпускника он участвует в принятии юридически значимого решения о зачислении лица в учебное заведение либо о присвоении квалификации выпускнику. (см. Научно – практический комментарий к Закону «О борьбе с коррупцией» ст. 3, С. 59).
«Коррупционными правонарушениями являются:
- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
- незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности,;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
- осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
- передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
- использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
- мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями» (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией).
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (п.3 Постановления от 26 июня 2003 г. № 6).
Перечень коррупционных преступлений
В целях эффективной организации работы комиссий по противодействию коррупции государственных органов, а также информирования членов комиссий об уголовном законодательстве, предусматривающем уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений, настоящей памяткой предусмотрена информация о следующих составах коррупционных преступлений, утвержденная постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Оперативно – аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности, Следственным комитетом Республики Беларусь от 27 декабря 2013 года за № 43/9/95/571/57/274 и включает 10 статей:
Возможные виды коррупционных действий со стороны должностных лиц:
Антикоррупционное законодательство в Республике Беларусь
Карта коррупционных рисков в учреждении образования Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова» |
Утверждено Протокол заседания комиссии по противодействию коррупции 27.12.2022 №3 |
Раздел работы | Область деятельности, где возможны коррупционные риски | Меры профилактики |
Деятельность работников учреждения образования, Хозяйственные операции. Регистрация материальных ценностей |
Использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица или его родственников. Постановка на регистрационный учет материальных ценностей. Досрочное списание материальных ценностей и расходных материалов с регистрационного учета. Отсутствие регулярного контроля наличия и сохранения имущества |
Соблюдение руководителями структурных подразделений и работниками требований антикоррупционного законодательства, ознакомление работников с ответственностью за совершение коррупционного правонарушения. Обеспечение порядка сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением своих служебных (трудовых) обязанностей. Своевременная постановка на учет имущества, безвозмездно переданного в учреждение образования, в соответствии с действующим законодательством. |
Прием на работу | При приеме на работу предоставление не предусмотренных законодательством преимуществ (протекционизм, семейственность, прием на работу близких родственников, свойственников). |
Соответствие образования квалификационным требованиям, предъявляемым согласно ЕКСД. Соблюдение порядка согласования назначений на руководящие должности, приема на работу педагогических работников, молодых специалистов. Оформление обязательств государственных должностных лиц (для руководящих работников и работников, осуществляющих организационно-управленческие функции). Соблюдение требований законодательства при приеме на работу близких родственников. Предоставление руководителями деклараций о доходах и имуществе. |
Работа по совместительству | Прием на работу по совместительству. |
Соблюдение требований по ограничению работы по совместительству руководителей. Оформление обязательств государственных должностных лиц (до приема на работу). Соблюдений ограничений, установленных законодательством, в работе по совместительству. Соблюдение порядка составления, утверждения, согласования, ознакомления с графиками работы по совместительству. Организация системы контроля за отработкой рабочего времени по совместительству. |
Проведение аттестации работников в учреждения образования на соответствие занимаемой должности | Лоббирование интересов лиц, аттестуемых на соответствие занимаемой должности. |
Предупреждение о персональной ответственности председателя и членов аттестационной комиссии за нарушение коррупционного законодательства. Объективность формирования аттестационных материалов с отражением реальных результатов деятельности аттестуемых. |
Оплата труда |
Оплата рабочего времени не в полном объеме. Оплата рабочего времени в полном объеме в случае, когда сотрудник фактически отсутствовал на рабочем месте. |
Проверка отработки рабочего времени работниками учреждения образования. |
Направление на переподготовку | Принятие решений о направлении работников на переподготовку. | Мотивация причин направления работников при принятии решения о направлении на переподготовку. |
Распределение средств материального стимулирования |
На уровне учреждения образования: оказание материальной помощи, премирование, единовременные выплаты на оздоровление, стимулирующие и компенсирующие выплаты работникам. |
Проведение информационной работы с членами трудового коллектива по разъяснению коллективного договора и положений о порядке оказания материальной помощи, о порядке и условиях премирования, о единовременной выплате на оздоровление, об условиях и порядке установления других стимулирующих и компенсирующих выплат работникам. Доведение до сведения членов трудового коллектива содержания приказов о материальном стимулировании (ежемесячно). Оформление протоколов заседаний комиссий по распределению средств материального стимулирования. Разработка и внедрение механизма внутреннего аудита. Соответствие установленных приказами сумм стимулирующего характера положениям о материальном стимулировании. |
Награждение педагогических работников и учащихся | Представление работников к награждению наградами |
Обсуждение кандидатур награждаемых работников на общих собраниях трудовых коллективов. Организация работы комиссий по рассмотрению наградных материалов. Объективность оценки результатов работы. |
Образовательная деятельность |
Проведение текущей и итоговой аттестации, организация и проведение выпускных экзаменов, выдача документов об образовании и обучении, оказание дополнительных платных образовательных услуг. |
Контроль за качеством преподавания, объективностью выставления отметок, организацией итоговой аттестации обучающихся. Организация работы экзаменационных комиссий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Проведение разъяснительной работы с родительской и педагогической общественностью по предупреждению коррупционных проявлений. Организация контроля за выдачей документов об образовании и обучении, подсчетом среднего балла. Наличие договоров на оказание дополнительных платных образовательных услуг между учреждением образования и законными представителями. Оплата за предоставленные услуги посредством перечисления на банковский расчетный счет учреждения образования. |
Организация приема абитуриентов в Оршанский колледж ВГУ имени П.М.Машерова | Прием абитуриентов в Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова, а также перевод, восстановление обучающихся из других учреждений образования. | 4.2. Осуществлять прием абитуриентов в ВГУ имени П.М. Машерова, а также перевод обучающихся из других учреждений образования и в рамках университета при неукоснительном соблюдении Кодекса Республики Беларусь об образовании и Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления студентов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №780 от 15.06.2011. |
Аттестация учащихся |
Необъективность в выставлении отметки, завышение баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости. Завышение баллов за вознаграждение или оказание услуг со стороны студентов либо их родителей (законных представителей) |
Контроль организации проведения итоговой и промежуточной аттестации |
Поступление и предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи | Поступление и предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи | Оформление договора об оказании спонсорской помощи и согласование в соответствии с действующим законодательством. |
Сохранность основных средств, материальных ценностей и денежных средств |
Несвоевременная постановка на учет материальных ценностей и основных средств. Умышленно досрочное списание основных средств, материальных ценностей и расходных материалов с бухгалтерского учета. Отсутствие регулярного контроля за наличием и сохранностью имущества. |
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством. Проведение анализа и причин возникновения недостачи, хищения и других потерь основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Проведение плановых и неплановых инвентаризаций основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Проведение внутрихозяйственного контроля, а также внешнего аудита финансово-хозяйственной деятельности. Привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. |
Служебные командировки в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы. | Оформление служебных командировок в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы. |
Соблюдение порядка согласования командировок. Своевременное предоставление отчетов по результатам заграничных командировок. |
Проведение процедуры государственных закупок и закупок за счет собственных средств |
Совершение сделок с нарушением установленного порядка и требований закона в личных интересах. Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Отказ от проведения мониторинга цен на товары и услуги. Предоставление заведомо ложных сведений о проведении мониторинга цен на товары и услуги Размещение заказов ответственным лицом на поставку товаров и оказание услуг из ограниченного числа поставщиков именно в той организации, руководителем отдела продаж которой является его родственник |
Проведение разъяснительной работы по предупреждению коррупционных преступлений. Организация взаимодействия с правоохранительными органами. |
Проведение ремонтных и строительных работ. |
Проведение процедур при закупке товаров (работ, услуг) при проведении текущих ремонтов; взаимные расчеты с подрядчиком во время и после проведения текущих ремонтов. |
Осуществление контроля на объектах текущего ремонта. Проведение внутреннего аудита. Проведение разъяснительной работы по предупреждению коррупционных преступлений. |
Обращения граждан и юридических лиц |
Сообщение о коррупционных проявлениях в письменных обращениях, в т.ч. поступивших в ходе личного приема. Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. |
Соблюдение установленного порядка и сроков рассмотрения обращения граждан и юридических лиц. Постоянный мониторинг обращений граждан и юридических лиц на предмет наличия сведений о коррупционных проявлениях. Привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. |