В современном образовательном пространстве понятия «практико-ориентированное обучение и «универсальные компетентности» выступают как базовые и смыслообразующие. Известно, что практико-ориентированное обучение – это процесс усвоения обучаемыми образовательной программы, в фокусе которого фиксируется становление и развитие умений и навыков практической деятельности путём выполнения ими конкретных реальных задач, действий, ситуаций. Поэтому истоком такого обучения должно быть органичное согласование теоретической подготовки и практической деятельности. Безусловным достоинством практико-ориентированного обучения является особая мотивированность тех, кто учится. Учащиеся колледжа заинтересованы приобретать практические умения и навыки, нарабатывать профессиональные компетенции.
Обучение через механизм практических занятий, где рассматриваются, обсуждаются, решаются проблемы, задания, кейсы, связанные с профессиональной деятельностью учителя, где будущие специалисты задают вопросы, дискутируют, приводят аргументы, высказывают свою точку зрения, принимают решения, это то, что создаёт опыт и формирует профессиональные компетентности.
В 2023/2024 учебном году методической целью работы колледжа является: повышение качества профессионального образования с учётом образовательного потенциала колледжа и взаимодействия с организациями заказчиками кадров.
В связи с этим преподавателями цикловой комиссии дошкольного и начального образования ведётся планомерная работа по формированию практических компетентностей будущих специалистов в сотрудничестве с организациями заказчиками кадров в рамках работы учебно-научно-методического центра «Школа-колледж-университет» (УНМЦ) колледжа.
Основной целью центра является организация практико-ориентированной деятельности по формированию профессиональных компетенций и подготовке обучающихся к будущей инновационной деятельности на основе взаимодействия с учреждениями образования, органами управления образованием, вузовскими научными школами. Деятельность УНМЦ способствует решению ряда задач:
проводить работу по ознакомлению учащихся с инновационным педагогическим опытом учреждений 1 ступени общего среднего образования Оршанского региона;
способствовать повышению мотивации к будущей профессиональной деятельности;
помогать становлению и вхождению будущих специалистов в педагогическое сообщество;
создавать условия для интеграции передового опыта вузовской педагогической науки в системе «школа-колледж-университет» для развития практических умений и навыков обучающихся.
В 2023/2024 году заведующим практическим отделением Гончаровым Д.В. совместно с методистами по практике из числа преподавателей колледжа разработан план работы центра в тесном сотрудничестве с методистами управления по образованию Оршанского районного исполнительного комитета, профессорско-преподавательским составом ВГУ имени П.М. Машерова.
Занимаясь в УНМЦ, учащиеся получают четкое представление о структуре профессиональной деятельности, о возможных педагогических условиях ее реализации, знакомятся с опытом организации инноваций в профессиональной деятельности учителя, самостоятельно выстраивают модель собственной профессиональной деятельности.
За сентябрь-октябрь 2023/2024 учебного года запланированы и проведены следующие мероприятия:
В соответствии с планом работы учебно-научно-методического центра «школа-колледж-университет» 16.04.2024 состоялась встреча учащихся группы 2НО22 специальности «Начальное образование» с учителем высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа №20 г.Орши имени И.А.Флёрова» Еленой Васильевной Голубицкой.
Обучение грамоте – важнейшее звено всей системы работы по обучению грамоте в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими знаниями, умениями и навыками, которые имеют огромное значение для их последующей успешной учебной деятельности.
Елена Васильевна Голубицкая поделилась с будущими учителями начальных классов секретами своего педагогического мастерства по вопросам конструирования и проведения современного учебного занятия по обучению грамоте в послебукварный период на I ступени общего среднего образования. В рамках встречи обучающимся колледжа была предоставлена возможность присутствия на открытом учебном занятии, проведенном педагогом по теме «Чтение текстов с буквой Ш». Будущие учителя определили для себя специфику структуры современного учебного занятия в 1 классе, увидели, методы и приемы, используемые на данном этапе обучения, оценили их эффективность.
В рефлексивных отзывах будущие молодые специалисты отметили, что транслируемый опыт работы учителя был важен и полезен для них.
16.04.2024 на базе детского сада №29 от ГУО «Средняя школа №20 имени И.А. Флёрова» планируется наблюдение учащимися 2 курса специальности «Начальное образование» открытого занятия по русскому языку «Обучение чтению» в 1 классе. (Голубицкая Е.В.)
Так будущий учитель еще на этапе подготовки в колледже может быть включен в систему подготовки, формирование содержания которой осуществляется, в том числе, и работодателем. Это обеспечивает реальные возможности для формирования у будущего педагога знаний, практических умений и навыков под запросы определенной образовательной системы.Такие встречи практико-ориентированной направленности позволяют формировать профессиональные компетенции будущих специалистов на более высоком практическом уровне.Через реализацию практико-ориентированного обучения в колледже обеспечивается эффективность профессионального самообразования и личностного роста учащихся и их практической подготовки в реальных условиях образовательного пространства и конкурентоспособность на современном рынке труда.
18.03.2024 Отчетная конференция по итогам преддипломной практики на специальности «Начальное образование» Интенсив для обучающихся 2 курса провели девчата группы 3НО21 под руководством преподавателей Журавлёвой Л.А., Черновой И.В. и руководителя практики Гончарова Д.В. Приглашенный эксперт – учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 2 имени Б.Л. Хигрина» Сивцова М.В. (выпускница нашего колледжа)
12.03.2024 - Мастер-класс «Обучение грамоте на I ступени общего среднего образования» (обучение письму)(Лауто Н.Б.ГУО «Средняя школа №2 имени Б.Л. Хигрина»)
05.03.2024 - Мастер-класс «Обучение грамоте на I ступени общего среднего образования» (обучение чтению) (Лауто Н.Б.ГУО «Средняя школа №2 имени Б.Л. Хигрина»)
27.02.2024 - «Разработка методического портфеля учителя начальных классов» (Лазовская Г.Э. ГУО «Средняя школа №20 имени И.А. Флёрова»)
12.12.2023 и 19.12.2023 на базе ГУО «Средняя школа №20 имени И.А. Флёрова» организованы практические занятия педагогами Островская Е.Г., Почтарёва О.В. Лузгина Е.Г. по темам:«Современные подходы к проектированию и проведению учебных занятий», «Современные педагогические технологии в работе учителя. Визуализация учебного материала как средство повышения качества образования», «Использование технологии многомерных дидактических инструментов при проектировании и проведении учебных занятий», «Использование технологии развития критического мышления при проектировании и проведении учебных занятий»
28.11.2023 и 05.12.2023 перед учащимися 3 курса специальности «Начальное образование» на базе ГУО «Средняя школа №7 имени» выступили квалифицированные специалисты начального образования по темам: «Ведение школьной документации» - Атрощенко Т.Л.; «План урока. Русский язык» - Осипович Е.В.
21.11.2023 учащиеся 3 курса специальности «Начальное образование» на базе ГУО «Средняя школа №20 имени И.А. Флёрова» посетили семинар-практикум по теме «Читательская грамотность учащихся. Республиканский мониторинг сформированности читательских умений учащихся. Алгоритм работы учителя по формированию читательской грамотности учащихся».
14.11.2023 учащиеся 3 курса специальности «Начальное образование»на базе ГУО «Средняя школа №20 имени И.А. Флёрова» и «Средняя школа № 2 имени Б.Л. Хигрина» посетили семинар-практикум на котором выступили опытные педагоги начальной школы и завучи начальных классов:
Островская Е.Г. – Тема: «Структура занятия. Современные подходы к его проведению. Реализация воспитательного потенциала учебного занятия»
Тема: «Деятельность учителя по проектированию и самоанализу учебного занятия»
Романюк О.Ю. – Тема: «Мастер-класс «Приёмы развития функциональной грамотности на уроке русского языка»
24.10.2023 учащиеся 2 и 3 курсов специальности «Начальное образование»на базе ГУО «Средняя школа №2 имени Б.Л. Хигрина» посетили семинар-практикум по теме: «Контрольно-оценочная деятельность на I ступени общего среднего образования»
Выступили:
Педагоги поделились опытом организации контрольно-оценочной деятельности на I ступени общего среднего образования. Мастера начальной школы ознакомили будущих специалистов с названием и содержанием основных нормативных документов в области контрольно-оценочной деятельности. Более подробно остановились на видах контроля результатов учебной деятельности учащихся, указали на методы и средства, которые могут быть использованы для проведения контроля в начальной школе по предметам «Белорусский язык», «Літаратурнае чытанне”. Особый акцент на встрече уделён вопросу безотмечного обучения и проблеме самооценки учащихся. Для будущих педагогов учителями-наставниками подготовлены индивидуальные памятки, представлены для анализа работы детей (учебные тетради), а также задания, которые позволят проверить результаты эффективности встречи. Учащиеся колледжа проявили высокую активность: задавали вопросы, уточняли возможные решения различных ситуаций, решали предложенные задания.
19.10.2023 учащиеся 2 и 3 курсов специальности «Начальное образование» в сопровождении методиста по практике посетили семинар-практикум для учителей начальных классов Витебской области в г. Витебске на базе ГУО «Средняя школа №31 г. Витебска имени В.З. Хоружей»
На семинаре были освящены следующие вопросы:
Учащиеся колледжа принимали участие в наблюдении открытого урока в 1 классе по предмету «Человек и мир по теме «Осенние изменения в неживой природе», который проводила Леонова В.В.. учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Творческую встречу курировали представители профессорско-преподавательского состава ВГУ имени П.М. Машерова: Крицкая Н.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования и Щепеткова Н.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования.
Учащиеся колледжа имели возможность не только перенять опыт мудрых педагогов, но и пообщаться по «общим» вопросам и проблемам современного образования со студентами университета, присутствующими на семинаре-практикуме.
10.10.2023 и 17.10.2023 на базе ГУО «Средняя школа № 20 имени И.А. Флёрова», завучем начальным классов Островской Е.Г. проведено лекционное занятие по теме: «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Республиканский мониторинг качества образования» и практическое занятие «Документация учителя. Составление КТП, ведение школьной документации». Участники мероприятия (учащиеся 3 курса специальности «Начальное образование») принимали активное участие в обсуждении проблем, с интересом изучали нормативно-правовые документы образовательного процесса, задавали вопросы.
Цель: создание продуктивной практико-ориентированной образовательной среды по формированию профессиональных компетенций учащихся специальности «Начальное образование» на основе реализации модели «школа – колледж – университет».
Задачи:
Совет УНМЦ
Гончаров Д.В., руководитель практики Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
Крицкая Н.В., доцент, руководитель филиала кафедры дошкольного и начального образования ВГУ имени П.М. Машерова
Томашевская А.А., методист по начальному образованию управления по образованию Оршанского райисполкома
Чикованова Е.А., заместитель директора по учебной работе Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
Журавлёва Л.А., председатель цикловой комиссии дошкольного и начального образования Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
Папруга И.Н., заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №18 г. Орши»
Григорович Н.П., преподаватель Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
Дудовцова Е.И., учащаяся Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова группы 3НО20
Галова Д.А., учащаяся Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова группы 3НО20
Копилка методических идей УНМЦ
№ п/п | Наименование мероприятия | Краткое описание | Организаторы/участники |
1 |
PRO-движение книги (знакомство с идеями М.Монтессори) |
Международный институт Монтессори-педагогики рекомендует рабочие тетради Монтессори (издательство «Эксмодетство», 2021):
|
Преподаватели колледжа: Елена Валентиновна Дернова, Екатерина Анатольевна Чикованова |
2 | Педагогическая студия |
ЭСО «Человек и мир», 2 класс Материалы |
Учитель ГУО «Средняя школа № 18 г. Барани – Чагина Снежана Валерьевна |
3 | Методический час |
Серия «Педагогическая мастерская» Лукашенко, С.Э. Организация целеполагающей деятельности в 1-4 классах: 30 вопросов и ответов (издательство «Адукацыя і выхаванне») В книге рассматриваются различные подходы к организации совместной целеполагающей деятельности учителя и учащихся начальных классов приводятся конкретные варианты формулировок целей и задач урока на примере разных учебных предметов; даются рекомендации по составлению с учащимися программы деятельности для достижения поставленных целей, проектированию индивидуальных траекторий достижения целей, рефлексии и диагностики целеполагающей деятельности. |
Учитель-методист ГУО «Средняя школа № 18 г. Барани» – Лукашенко Светлана Эдуардовна |
4 | Методический интенсив-форум «От опорной схемы – к алгоритмизации предметных учебных действий» |
Опорная графическая схема – это совокупность ассоциативных графических изображений, символов, ключевых слов и других мыслительных опор, заменяющих некое смысловое значение. Алгоритм – способ решения различных задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Презентация (.pptx) |
Учитель-методист ГУО «Средняя школа № 18 г. Барани» – Лукашенко Светлана Эдуардовна |
5 | Марафон методических пособий |
Серия «Пособие для учащихся» Лукашенко, С.Э. «Апорныя схемы і алгарытмы па беларускай мове» (2-4 класы); «Опорные схемы и алгоритмы по русскому языку» (2-4 классы); «Опорные схемы и алгоритмы по математике» (2-4 классы) (издательство «Содействие», г. Мозырь) Пособия содержат материалы для обучающихся I ступени общего среднего образования. Материал оформлен в виде опорных схем и алгоритмов, которые позволят быстрее и качественнее усвоить теоретический материал изучаемых тем, сформировать устойчивые навыки по учебным предметам. Пособие будет полезно не только на учебном занятии, но и при выполнении домашнего задания, подготовке к проверочным и самостоятельным работам. |
Преподаватели колледжа: Наталья Петровна Григорович, |
6 | Мастер-класс «Робофест» |
Мастер-класс по программированию на базе Lego Education Wedo 2.0. Цель мероприятия – содействие развитию алгоритмического мышления и навыков работы с наборами Lego Education Wedo 2.0. Видеоматериалы |
Преподаватели колледжа: Наталья Олеговна Лаптинская, |