Skills-центр

Профессиональное образование является одной из важнейших стадий профессионализации человека, которая способствует освоению избранной профессии до уровня готовности к самостоятельной профессионально-трудовой активности. Основным требованием государственных стандартов к подготовке специалистов в области дошкольного образования, является усиление практико-ориентированной подготовки будущих специалистов.Практико-ориентированное обучение способствует сближению учебной и профессиональной деятельности, активизации мыслительных процессов обучающихся, повышению их мотивации, обогащению практического опыта, что позволяет в дальнейшем решать профессионально значимые задачи в усложняющихся условиях, интенсифицирует процесс поиска, получения и накопления новых знаний, умений, навыков и компетенций. Современный воспитатель – это мастер своего дела, владеющий инновационными образовательными технологиями. Поэтому сотрудничество учреждений дошкольного образования и колледжа в вопросах подготовкиспециалистов, основанное на развитии социального партнёрства, даёт возможность готовить самостоятельных, компетентных, творческих, конкурентоспособных специалистов, повышает их профессиональную мотивацию, развивает познавательный интерес.

В 2023/2024 учебном году методической целью работы колледжа является: повышение качества профессионального образования с учётом образовательного потенциала колледжа и взаимодействия с организациями заказчиками кадров.

В связи с этим преподавателями цикловой комиссия дошкольного и начального образования ведётся планомерная работа по формированию практических компетентностей будущих специалистов в сотрудничестве с организациями заказчиками кадров в рамках деятельности Skills-центра «колледж – учреждение дошкольного образования».

Основной целью центра является организация практико-ориентированной деятельности по формированию профессиональных компетенций и подготовке обучающихся к будущей инновационной деятельности на основе взаимодействия с учреждениями образования, а такжеподготовка конкурентоспособных специалистовотвечающих требованиям стандартов ProfSkillsBelarus в компетенции «Дошкольное образование». Деятельность Skills-центра способствует решению ряда задач:

  • создать эффективные механизмы взаимодействия партнеров-участников профессионально-образовательного комплекса «Skills-центр»: Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова и ГУО «Детский сад № 46 г. Орши», ГУО «ДЦРР№1 г.Орши» в рамках реализации системы мероприятий по формированию профессиональных компетенций обучающихся колледжа на основе стандартов ProfSkillsBelarus в образовательном процессе специальности «Дошкольное образование»;
  • совместно развивать инновационные направления подготовки высококвалифицированных специалистов в системе среднего специального образования и повышения компетентности будущих педагогов дошкольного образования;
  • развивать творческую активность обучающихся колледжа и повышать уровень профессиональной компетентности;
  • реализовывать модели наставничества в условиях практико-ориентированной среды учреждения дошкольного образования;
  • осуществлять эффективную интеграцию среднего специального образования с передовыми базами практик;
  • использовать возможности научно-педагогической печати для обобщения и распространения опыта работы Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова в системе педагогической интеграции с учётом современных требований к подготовке специалистов для научного образования;
  • создавать условия для обобщения опыта инновационной деятельности.

В 2023/2024 году заведующим практическим отделением Гончаровым Д.В. и заместителем директора по учебной работе Чиковановой Е.А. совместно с методистами по практике из числа преподавателей колледжа разработан план работы Skills-центра в тесном сотрудничестве с заведующими ГУО «Детский сад № 46 г. Орши», ГУО «ДЦРР№1 г. Орши».

Занимаясь в Skills-центре, учащиеся получают четкое представление о структуре профессиональной деятельности, о возможных педагогических условиях ее реализации, знакомятся с опытом организации инноваций в профессиональной деятельности воспитателя, самостоятельно выстраивают модель собственной профессиональной деятельности.

За сентябрь-февраль 2023/2024 учебного года запланированы и проведены следующие мероприятия:

28.03.2024 учащиеся 2 курса на базе ГУО «Детский сад No46 г. Орши» принимали участие в наблюдении открытого интегрированного занятия в старшей группе по робоалгоритмике (ОО «Элементарные математические представления», ОО «Ребёнок и общество») на тему «Путешествие по родному городу вместе с Мататалабом» (воспитатель Стибло Кристина Сергеевна). Учащиеся имели возможность перенять опыт педагога по использованию элементов STEAM-технологии, опыт включения в занятие заданий из проекта "Информатика без розетки", направленные на развитие логического и алгоритмического мышления у детей. На занятии воспитанники вместе с Мататалабом по карте путешествовали по родному городу, выполняя задания разного уровня сложности, самостоятельно составляли программы для роботов. Наши учащиеся отметили, что занятия по робоалгоритмике интересны и познавательны и очень нравятся дошкольникам. Светлана Зигмундовна Поташова, заместитель заведующего по основной деятельности, провела для второкурсников методическую лабораторию, во время которой познакомила с инновационными формами работы в дошкольном учреждении по робоалгоритмике.

 

27.12.2023 в Оршанском колледже ВГУ имени П.М. Машерова прошла конференция по подведению итогов учебной практики «Пробные занятия с детьми дошкольного возраста». Участникиконференции: педагог ГУО «ДЦРР№1 г. Орши» Тымонюк Т.В., руководители практики от колледжа (Мануйленко Л.Н., Шабадрова Н.М.,Петькова С.А.), учащиеся групп 2 и 3 курса специальности «Дошкольное образование»,

За период практики учащиеся разрабатывали планы-конспекты специально организованной деятельности по различным образовательным областям, проводили занятия с детьми дошкольного возраста, прогулки, дидактические игры, оформляли наглядные пособия.

Выступили:

1. Преподаватель, руководитель практики от колледжа Мануйленко Л.Н. «Влияние педагогической практики на формирование профессиональных умений будущих воспитателей».

2. С подробным анализом данной деятельности на конференции практиканты 3 курса представили творческие отчеты по темам:

  • «Использование ИКТ в дошкольном образовании» - КоробейниковаЕсения;«База практики. Мои впечатления от практики» - Зылькова Татьяна; «Конструктор интерактивных заданий LearningApps» - Зайцева Дарья (руководитель Мануйленко Л.Н.);
  • «Нетрадиционные формы и методы проведения занятий с детьми старшей группы», Плисунова Александра; «Из опыта проведения занятий. Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте», Чмиркова Виктория; «Из опыта проведения занятий. Образовательная область «Развіццёмаўлення і культура маўленчыхзносін», Шимчук Диана (руководитель Шабадрова Н.М.).

3. Воспитатель ГУО «ДЦРР№1 г. Орши» Тымонюк Т.В. «Проблемы организации и проведения педагогической практики».

Учащиеся проанализировали положительные результаты своей деятельности на практике и поделились собственными успехами и затруднениями, возникшими в ходе проведении занятий, дали несколько полезных советов тем, кто будет проходить практику в следующем году, выделили три положительных и три отрицательных момента практики, продемонстрировали фото из баз практики, наглядно-дидактические пособия, изготовленные в период практики. Педагоги подчеркнули, что дошкольный возраст является самоценным периодом, дающим первый социальный и жизненный опыт, который является базой формирования последующего жизненного опыта личности и поэтому для учащихся специальности «Дошкольное образование» особенно важно грамотно использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

26.12.2023 в ГУО «Детский-сад №46 г. Орши» был организован мастер-класс на тему «Информатика без розетки» - как эффективный метод развития логического и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста», с целью распространение опыта работы с использованием эффективных форм и методов работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В ходе работы мастер-класса были проведены следующие мероприятия:

1. Заместитель заведующего по основной деятельности Поташова С. З. познакомила учащихся колледжа с работой объединения по интересам "Информатика без розетки".

2. Воспитатель Стибло К.С. провела с учащимися "Мозговой штурм".

3. Воспитатель Куцебан Т.Л. показала отрывок занятия-путешествия "Зима с стране "информатика без розетки"", где учащиеся познакомились с методами эффективного развития алгоритмического и логическог мышления, что будет способствовать лучшей подготовке воспитанников к обучению к школе.

4. Воспитатель Рудь Ю.Г. провела с учащимися дидактическую игру "Внимательный кот", цель которой развивать зрительное восприятие, внимание и реакцию, умение формулировать отрицание по аналогии и выполнение перечисляемой последовательности действий. Познакомила с дидактическим пособием "Инфокуб".

21.12.2023 для учащихся 2 курса специальности «Дошкольное образование»на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №1 г. Орши» был организован семинар-практикум, подготовленный и проведённый заместителем заведующего по основной деятельности Аврамовой Ю.М.

На семинаре Юлия Михайловна поделилась с обучающимися опытом работы «ДЦРР №1 г. Орши» по теме «Формирование представлений об энергосбережении у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности». Подробно рассказала об этапах работы над проектом «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого», о его направленности на формирование у дошкольников первоначальных сведений о рациональном использовании энергоресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.Во время семинара-практикума были продемонстрированы разнообразные формы организации образовательного процесса в рамках проекта, создание и использование электронных образовательных ресурсов, а также интерактивные игры по направлению энергосбережения. Учащиеся узнали, как создать и использовать лэпбук, как проводить с детьми дошкольного возраста опыты, интерактивные игры, как вовлекать родителей в проектную деятельность в УДО. Учащиеся пополнили свою методическую копилку знаниями об особенностях организации проектной деятельности в дошкольном учреждении и повысили свой профессиональный уровень.

30.11.2023 учащиеся 2 курсана базе ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка №1 г. Орши" принимали участие в наблюдении открытого занятияв старшей группепо образовательной области "Элементарные математические представления" на тему "Соблюдай правила безопасности" (воспитатель Карелина Ю.Г.).

Учащиеся имели возможность перенять опыт педагога по использованию элементов STEAM-технологии, включения в занятие заданий из проекта "Информатика без розетки", решению китайского сканворда, работу с палочками Кюизенера. Учащиеся наблюдали за ходом занятия, отмечали формы и методы работы воспитателя с воспитанниками, участвовали в обсуждении открытого мероприятия, отвечали на вопросы, касаемые организации, подготовки, методов и средств проведения данного мероприятия.

 

24.11.2023 на базе ГУО «Детский-сад №46 г. Орши» был организован спортивно-развлекательный квест: учащиеся VS воспитатели «Подвижная игра-как эффективное средство развития двигательной активности детей» с целью повышения уровня знаний и степени ответственности педагогов по соблюдению двигательного режима детей в условиях образовательного учреждения путём подвижных игр. Участники – педагоги детского сада и обучающиеся колледжа 2 курса.Организаторыквеста - заместитель заведующего по основной деятельности Поташова С.З., педагоги детского сада.

Учащиеся колледжа совместно с педагогами-воспитателями преодолевали маршруты квеста, проверяли уровень профессиональной компетентности и готовности включаться в инновационную деятельность, проходили различные испытания в виде творческих, интеллектуальных заданий, инструкций, шифровок. Также выполняли игровые задания, определяли классификацию подвижных игр, разбирали педагогические ситуации, разгадывали кроссворды, вспоминали условия и требования техники безопасности при проведении подвижных игр и упражнений на прогулке.

24.10.2023 на базе ГУО «Детский-сад №46 г. Орши», заместителем заведующего по основной деятельности Поташовой С.З. проведён методический семинар по теме «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации образовательного проекта "Зелёные школы".

На семинаре были раскрыты вопросы проекта «Зелёные школы», цель, задачи, принципыи обязательные условия полноценной реализации содержания данного проекта. Были продемонстрированы разнообразные формы организации образовательного процесса, создание и использование электронных образовательных ресурсов, а также интерактивные игры по направлению «Обращение с отходами» образовательного проекта.

Для учащихся колледжа была проведена экскурсия по детскому саду с посещением зала музея «Красная книга».

20.10.2023 учащиеся 3 курсана базе УО «ДЦРР 1 г. Орши» наблюдали развлечение в старшей группе «Суперпапа», посвященное Дню отца.Данное мероприятие было проведено совместно с родителями воспитанников в формеконкурсно-игровой программы с целью укрепление престижа семьи, повышение статуса, роли отца в семье и обществе. Организаторами развлечения выступили заместитель заведующего по основной деятельности Аврамова Ю.М., педагоги детского центра развития.

13.10.2023 учащиеся 2 курса специальности «Дошкольное образование»на базе ГУО «Детский сад № 46 г. Орши»приняли участие в праздничном мероприятии ко Дню матери «Под крылом родительской любви». Организаторами мероприятия выступили заместитель заведующего по основной деятельности Поташова С.З., педагоги детского сада. Почётным гостем на мероприятии был батюшка Дмитрий из Храма Спиридона Тримифунского Чудотворца, который поздравил всех с самым добрым и светлым праздником Днём матери и Покрова Святой Богородицы. Батюшка рассказал о важности духовно-нравственного воспитания детей с дошкольного детства, а также подчеркнул, что воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.


Цель: подготовка конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям стандартов WorldSkills в компетенции «Дошкольное образование».

Совет Центра

  1. Жуковская О.В. – заведующий ГУО «Ясли-сад № 46 г. Орши»
  2. Чикованова Е.А. – заместитель директора Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова по учебной работе
  3. Поташова С.З. – заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 46 г. Орши»
  4. Гончаров Д.В. – руководитель практики Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
  5. Рябцева Л.В. – заведующий отделением Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
  6. Емельянова Е.В. – преподаватель Оршанского колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
  7. Журавская А.В. – учащаяся учебной группы 3ДО20-1
  8. Соломенникова Д.А. – учащаяся учебной группы 3ДО20-2

Партнеры-участники Skills-центра:

  1. ГУО «Ясли-сад № 46 г. Орши»
  2. Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова

Прогнозируемые результаты

Сотрудничество учреждения дошкольного образования и колледжа в вопросах подготовки специалистов, основанное на развитии социального партнерства, дает возможность готовить самостоятельных, компетентных, творческих, конкурентоспособных на рынке труда специалистов на основе стандартов WorldSkills, повышает их профессиональную мотивацию, развивает познавательный интерес.

Копилка методических идей Skills-центра

№ п/п Наименование мероприятия Краткое описание Организаторы / участники
1 Семинар-рекомендация «Внимание: новинки учебно-методической литературы»

«Развитие речи детей второй младшей, средней и старшей групп (с использованием метода наглядного моделирования)» – составитель Гранова А.А. – Мн.: Речь, 2021

Представлено примерное планирование занятий по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования. Занятия построены на комплексно-тематическом принципе организации образовательного процесса с использованием метода наглядного моделирования и интеграции образовательных областей. Сценарии занятий содержат подробные чёткие объяснения, инструкции, вопросы к заданиям, выводы, наглядный материал. Каждая книга оснащена приложением CD.

Преподаватели:

Наталья Петровна Григорович,

Наталья Михайловна Шабадрова

2 Открытое занятие "Путешествие в страну Математики"

Образовательная область: «Элементарные математические представления»

Средняя группа

Видео

Преподаватель колледжа – Елена Васильевна Емельянова
учащаяся группы 3ДО19 – Елизавета Воропаева

3

Практикум «Использование кейс-технологии в обучении дошкольников

Теоретическая часть. Раскрыты вопросы:

  • целесообразности применения кейс-технологии в дошкольном образовании;
  • стратегии обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью кейс-технологии
  • психологических аспектов повышения мотивации учебной деятельности воспитанников с использованием кейс-технологии

Практическая часть. Решение педагогических задач с использованием кейс-технологии; моделирование фрагментов занятий по разным образовательным областям

Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 46 г. Орши» –
Светлана Зигмундовна Поташова
Преподаватель колледжа – Елена Васильевна Емельянова

4 Открытое интегрированное занятие «Весёлые поварята»

Образовательные области: «Ребёнок и общество», «Изобразительное искусство (лепка)»
Вторая младшая группа

Видео

Преподаватель колледжа – Елена Васильевна Емельянова

учащаяся группы 3ДО19 – Александра Дубинец

5 Открытое занятие «Кроватка для Мишутки»

Образовательная область: «Изобразительное искусство»
Первая младшая группа

Видео

Преподаватель колледжа – Елена Васильевна Емельянова

учащаяся группы 3ДО19 – Валерия Дмитроченкова

6

Методический час «Способы сравнения групп предметов или изображений по количеству и установление между ними количественных отношений через число»

Образовательная область: «Элементарные математические представления»
Средняя группа

Видео

Воспитатель – Филиппович Светлана Ивановна

7

Методический турнир «Инновационные подходы к организации работы по подготовке к обучению грамоте: обучение воспитанников старшей группы письму»

К концу практического занятия учащиеся должны:

  • знать понятия «подготовка к обучению грамоте», «подготовка к обучению письму», основные проблемы дошкольников к письму;
  • уметь классифицировать дидактические приёмы по овладению техникой письма, подбирать и определять методическое назначение каждого из приёмов;
  • моделировать фрагменты учебных занятий по подготовке воспитанников к обучению грамоте.
Материалы(.docx)

Преподаватель колледжа – Наталья Михайловна Шабадрова

8

Открытый мастер-класс «Увлекательная планета STEAM»

Мастер-класс «Увлекательная планета STEAM» способствует формированию умений и навыков работы в области LEGO-технологий (на основе работы с образовательным решением Lego Education «Юный программист», повышает мотивацию у будущих педагогов к овладению образовательной методикой STEAM. STEAM основывается на следующих принципах: практическая форма организации образовательного процесса; практический характер учебных заданий; метапредметный характер обучения.

Материалы(.zip)

Преподаватели колледжа:

Елена Валентиновна Дернова,

Екатерина Анатольевна Чикованова
9 «Занимательная робототехника в детском саду»

XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Помогает в этом набор LegoWeDo 2.0, который включает в себя конструктор и программное приложение к нему.

Опыт работы с набором LegoWeDo 2.0 будущие воспитатели дошкольного образования получают на учебных занятиях.

Видео
Преподаватель колледжа – Наталья Олеговна Лаптинская
10

Інфарм-дайджэст

“Развіваем беларускае маўленне”

Серыя: “Я мову родную люблю”

Вучэбныя наглядныя дапаможнікі для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання:

“Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў” (ад 4 да 7 гадоў).

“Развіццё беларускага маўлення і маўленчых зносін дзяцей дашкольнага ўзросту” (ад 6 да 7 гадоў)

Прапануецца матэрыял для канструявання адукацыйных сітуацый, для кароткатэрміновага выкарыстання ў нерэгламентаванай дзейнасці дзяцей устаноў дашкольнай адукацыі ў адпаведнасці з задачамі вучэбнай праграмы.

“Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў”: вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання.

У дапаможніку раскрываецца методыка навучання дзяцей дашкольнага ўзросту беларускай мове і навыкаммаўленчых зносін ва ўмовах блізкароднаснага білінгвізму, прыведзены распрацоўкі заняткаў

Аўтары: Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна

Выдавецтва “Аверсэв”
Выкладчык каледжа – Наталля Міхайлаўна Шабадрова
11

Занятие

«Путешествие в волшебную страну комнатных растений»

Образовательная область: «Ребёнок и природа»

Средняя группа

Видео

Воспитатель ГУО «Ясли-сад №46 г.Орши» –

Татьяна Леонидовна Куцебан
12 Методический дайджест. 
«Инновации – дошкольникам» (презентация программного обеспечения для дошкольного образования).
- Образовательный комплекс «Окружающий мир для детей 5-7 лет».
- Образовательный комплекс «Математика для детей 5-7 лет».
- Образовательный комплекс «Развитие речи для детей  5-7 лет».
Каждый образовательный комплекс включает себя диск с программным обеспечением и методическое пособие для педагогов (предлагаются примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, развитию речи, знакомству дошкольников с окружающим миром на основе использования игрового материала).
Данное пособие будет эффективным в подготовке детей к школе.
Участники – группы 2ДО21, 3ДО20-1, 3ДО20-2