Профилактика включает в себя 3 основных структурных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к употреблению наркотических средств и их аналогов; вторичная профилактика, предотвращающая развитие зависимости несовершеннолетних, имеющих опыт использования наркотических средств и их аналогов; третичная профилактика – психолого-педагогическая реабилитация подростков с сформированной зависимостью.
В Оршанском колледже ВГУ имени П.М. Машерова преимущественно проводится работа в рамках первичной профилактике.
В процессе профилактики наркомании и осуществления антинаркотической деятельности важно не перейти грань, отделяющую процесс информирования о существующей опасности потребления наркотических средств и психотропных веществ от повышения интереса к наркотикам.
При проведении первичной профилактики применяются формы и средства информационного воздействия, адаптированные к молодежной аудитории (КВН, конкурсы, соревнования, тематическое шоу, спектакли, концерты, выставки лучших работ и др.). Одним из современных методов информирования молодёжи о вреде наркотических средств и их аналогов является размещение основного материала на сайте и стендах колледжа. Полезными являются выступления (в ходе проведения мероприятий или перед их началом) врачей, работников милиции с демонстрацией соответствующих кино-, видеоматериалов. Эффективность проведения первичной профилактики наркомании усиливается при активности сотрудников милиции по ограничению доступности наркотиков, выявлении и изоляции распространителей, курьеров и других лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.
Одним из направлений профилактической работы СППС является организация сотрудничества с различными межведомственными организациями. Основная задача состоит в том, чтобы проводимые мероприятия носили комплексный и системный характер. В этом направлении налажена тесная работа с КПУ «АСЕТ», со специалистами детской поликлиники №1 г. Орша, со специалистами из территориального центра, с участковым инспектором по делам несовершеннолетних, специалистами из ПНД и другими.
Основными формами совместной работы по профилактике употребления наркотических средств и их аналогов являются: организация и проведение просветительских мероприятий для обучающихся по проблемам наркомании, токсикомании, пропаганде здорового образа жизни, привлечение молодёжи в ряды волонтёрского движения по пропаганде ЗОЖ, проведение бесед и лекций совместно со специалистами, организация профилактических дней, организация просмотра фильмов, проведение конкурсов рисунков и плакатов «Будущее без наркотиков» и др., организация свободного времени учащихся при привлечении их в кружковую работу, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростками наркотиков и их аналогов.
Целесообразно применение в колледже новой формы диалога с ребятами - формы психологического тренинга. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения учащимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них.
При организации профилактической работы в колледже не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Поэтому Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова организовывал тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт семьи, колледжа).