ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА,
НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Проблема пьянства, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних и молодёжи на сегодняшний день является одной из самых актуальных не только в нашем государстве, но и во всём мире. В Оршанском колледже ВГУ имени П.М. Машерова уделяется большое внимание данной проблеме. Особое значение в профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимости подростков, а также в реабилитации подростков, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социально-педагогической и психологической службе (далее СППС) учреждения образования. Основным и наиболее эффективным средством борьбы с алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией среди несовершеннолетних является профилактика.

Профилактика включает в себя 3 основных структурных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к употреблению алкоголя и наркотиков; вторичная профилактика, предотвращающая развитие зависимости несовершеннолетних, имеющих опыт использования алкоголя и наркогенных веществ; третичная профилактика – психолого-педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.

Первичная профилактика имеет несколько направлений реализации. Общая воспитательная работа СППС с учащимися колледжа. Её основная цель заключается в формировании у учащихся антинаркогенных и антиалкогольных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

В структуре антинаркогенных и антиалкогольных установок выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Информационный компонент включает в себя все сведения об аспектах наркотизма, алкоголизма и токсикомании, которые позволят предотвратить знакомство с наркогенными веществами (влияние на организм, физическое и психическое здоровье, социальный статус и т.д.). Оценочный компонент базируется на определённом негативном восприятии учащегося явления, факторов, связанных с ним. Поведенческий компонент отображает комплекс приемов и навыков, позволяющих учащемуся избежать пробы алкогольного, наркотического или токсикоманического вещества, а также вариантов поведения, обеспечивающих реализацию потребности в удовольствии за счет социально ценных источников.

Работа с родителями. Это направление предполагает решение нескольких задач - воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению алкогольной, наркотической зависимости) и образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики). Выделяют общую и специальную работу с родителями. Общая работа осуществляется за счет организации семинаров, лекций, привлечения взрослых членов семей к процессу антиалкогольной и антинаркогенной подготовки учащихся и т.п. и ориентирована на все группы родителей. Она предполагает индивидуальное консультирование взрослых, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе социально-педагогической и психологической службы колледжа.

Вторичная профилактика.

Задачи вторичной профилактики, осуществляемые СППС:

  • Работа с учащимися групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).
  • Работа совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).
  • Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

 

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.

Деятельность СППС по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся колледжа осуществляется в соответствии с планом работы СППС на 2014-2015 учебный год.

Одним из направлений профилактической работы СППС является организация сотрудничества с различными межведомственными организациями. Основная наша задача состоит в том, чтобы проводимые мероприятия носили комплексный и системный характер, т. е. работали на результат. В этом направлении налажена тесная работа с КПУ «АСЕТ», со специалистами детской поликлиники №1, со специалистами из территориального центра, с участковым инспектором по делам несовершеннолетних, и другими специалистами. Основными формами совместной работы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании являются: организация и проведение просветительских мероприятий для обучающихся по проблемам наркомании, токсикомании и алкоголизма, пропаганде здорового образа жизни, привлечение молодежи в ряды волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ, проведение бесед и лекций специалистов, организация профилактических дней, организуется просмотр фильмов, проведение конкурсов рисунков и плакатов «Будущее без наркотиков» и др, организация свободного времени учащихся, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя, наркотиков и их аналогов.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма, наркомании и токсикомании— проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, но и всех субъектов деятельности: родителей, сотрудников милиции, врачей, общественности.

Педагог-психолог И.В. Чернова